Госдума рассмотрела законопроекты, предусматривающие административную и уголовную ответственность за нарушение режима карантина и других санитарно-эпидемиологических правил

27.03.2020

Госдума рассмотрела законопроекты, предусматривающие административную и уголовную ответственность за нарушение режима карантина и других санитарно-эпидемиологических правил

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел законопроекты, предусматривающие административную и уголовную ответственность за нарушение режима карантина и других санитарно-эпидемиологических правил: - проект федерального закона № 929651-7 «О внесении изменений в статью 236 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» – Комитет рекомендовал принять в первом чтении; - проект федерального закона № 804768-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» - Комитет рекомендовал принять во втором чтении с учетом поправок. 

Председатель Комитета, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников сообщил, что предлагаемые нормы направлены на усиление ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, в том числе режима карантина. В условиях пандемии коронавирусной инфекции такие нарушения несут огромную опасность для населения страны, поскольку повышают угрозу быстрого распространения вируса. Кроме того, вводится административная ответственность за неправомерное завышение цен на лекарства. 

1. В этой связи предлагается внести в КоАП следующие изменения: 

а) Установить в ст. 6.3 КоАП административную ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (без возникновения материальных последствий), действующих в период: - режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, - в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина). А также за невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. За такие правонарушения предлагается установить штрафы для граждан в размере от 15 до 40 тыс. рублей, для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 150 тыс. рублей, для юридических лиц – от 200 до 500 тыс. рублей. В качестве альтернативного наказания для организаций и ИП возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней. В случае если указанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат признаков преступления, предусматривается наложение административного штрафа на граждан – от 150 до 300 тыс. рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на ИП и юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн. рублей, либо приостановление деятельности на срок до 90 суток. Составлять протоколы об указанных административных правонарушениях будут должностные лица органов полиции и санитарно-эпидемиологического надзора. Рассматривать дела будут районные суды. 

б) Предлагается ввести новую статью 20.6.1 КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения», предусматривающую ответственность за невыполнение правил поведения (которые будут устанавливаться Правительством РФ) при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне чрезвычайной ситуации. Если указанные действия не повлекли тяжких последствий, то в отношении граждан будет налагаться штраф в размере от 1 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц – от 10 до 50 тыс. рублей, на ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей. В случае повторного правонарушения, либо когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются санкции в виде штрафа для граждан от 15 до 50 тыс. рублей; для должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; для юридических лиц и ИП – от 500 тыс. до 1 млн. рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней. Составлять протоколы об указанных административных правонарушениях будут должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень таких должностных лиц, включая должностных лиц региональных органов исполнительной власти, утверждается Правительством РФ. Рассматривать дела будут районные суды. 

в) Из части 11 статьи 13.15 КоАП «Злоупотребление свободой массовой информации» предлагается исключить положения об административной ответственности за распространение фэйк-новостей, повлекшее тяжкие последствия, поскольку такие деяния будут отнесены к уголовно-наказуемым. «Новые уголовные нормы планируется внести в законопроект № 929651-7 ко второму чтению, так как в ситуации борьбы с коронавирусом ложная информация дезориентирует граждан и препятствует принимаемым в стране мерам по недопущению ухудшения ситуации», - сообщил Павел Крашенинников. 

г) Статью 14.4.2 Кодекса «Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств» предлагается дополнить новой частью. В ней устанавливается административная ответственность за реализацию лекарств по завышенным ценам (с превышением допустимых предельных размеров надбавок, устанавливаемых органами власти). До настоящего время размеры предельных надбавок устанавливались только в отношении лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). 

Принятым Государственной Думой 19 марта 2020 года Федеральным законом «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и статью 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"» предусмотрено, что в условиях чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания Правительство РФ вправе установить предельные отпускные цены и надбавки на лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП. В этой связи вводится специальная административная ответственность за завышение цен на лекарства. Для должностных лиц штраф составит от 250 до 500 тыс. рублей. Для ИП и Юр. лиц – в 2-кратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года. Составлять протоколы об указанных административных правонарушениях будут сотрудники Росздравнадзора и ФАС. Рассмотрение дел находится в ведении ФАС, а в отношении санкций в виде административного приостановления деятельности решение принимается судом. 

2. В Уголовный кодекс предлагается внести следующие изменения: В статье 236 УК предлагается ужесточить наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей. Наказание предусматривается в виде штрафа от 500 тыс. до 1 млн. рублей, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо принудительных работ на срок до 3 лет, либо лишения свободы до 3 лет. За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, либо сопряжённое с умышленным созданием угрозы массового заболевания и отравления людей, предлагается наказывать штрафом от 1 млн. до 2 млн. рублей, либо лишением права на профессию на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы до 5 лет. В случае если несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил повлечет по неосторожности смерть двух и более лиц, предлагается наказывать принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы до 7 лет. Расследование данной, тяжкой категории преступлений отнесено к ведению следователей Следственного комитета РФ, менее тяжкие категории – к ведению следователей органов внутренних дел. Павел Крашенинников подчеркнул, что в условиях пандемии неукоснительное соблюдение гражданами карантина и других предписанных санитарно-эпидемиологических мер поможет нашей стране справиться с опасным вирусом с наименьшими потерями, снизить - насколько это возможно - распространение заболевания среди населения и его последствия. Как отмечалось ранее, ко второму чтению законопроект будет дополняться санкциями за распространение ложной информации о ситуации с коронавирусом. 

Кроме того, Павел Крашенинников сообщил, что, исходя из постоянно меняющейся ситуации, работа не прекращается, ведется постоянное взаимодействие с соответствующими ведомствами и при необходимости будут оперативно вноситься коррективы. После принятия законов новые нормы вступят в силу с момента официального опубликования. 

Источник: alrf.ru

Возврат к списку

О продукте   Законодательная карта   Поиск   Карта сайта

Политика конфиденциальности  Пользовательское соглашение