Новости

От буллинга к поножовщине. Как медиация может стать способом профилактики конфликтной среды у подростков

С ужасающим постоянством в СМИ появляется информация о подростковых конфликтах, последствия которых бывают самые разные. В начале апреля в школе одного из районов Башкортостана 13-летняя ученица 7 класса принесла в школу нож и из-за личной неприязни, возникшей на почве неоднократно возникавших конфликтов с двумя одноклассницами, нанесла им удары: одной — в руку, другой — в шею. К счастью, девочки остались живы. Одноклассники говорят «они ее травили».

И в эти моменты мы начинаем задавать вопросы педагогам, родителям, обществу: почему? Что привело к трагедии? Кто виноват? Как избежать?

Современная психология подростков, совершивших асоциальный, аморальный поступок, обозначает преступление, как способ разрешения конфликта. И очень часто, к большому сожалению, мы обращаем внимание на проблему не в ее зарождении, а по результатам — дракам, травмам, вооруженным конфликтам в подростковой среде.

Способом решения проблемы на начальном этапе и профилактикой конфликтной среды является медиация — метод урегулирования спора с участием нейтральной стороны, посредника.

«Внедрение медиации в образовательные учреждения подразумевает включение в эту работу детей, родителей и сотрудников образовательных учреждений. Цель медиации в образовании — создание безопасной, доверительной среды между всеми участниками образовательных отношений, развитие коммуникативных техник между сторонами образовательного процесса с равным вовлечением сторон, выработка и закрепление у школьников стойких социальных навыков и умений по выбору стратегии поведения в конфликте и выходов из него», — отмечает председатель местного отделения АЮР в Янаульском районе, медиатор, специалист организации школьных служб примирения Диана Давлетова.

Особым направлением, а в работе с детскими конфликтами – даже приоритетным, является восстановительная медиация — направленная на создание условий для диалога, в котором ответственность за принятые решения ложится на стороны конфликта, что приводит к восстановлению отношений и заглаживанию вреда. В этом случае задача медиатора не помирить, а создать условия, в которых стороны сами придут к восстановительному эффекту примирения.

«Восстановительная медиация является отличной профилактикой буллинга и правонарушений несовершеннолетних. Важно, чтобы чувство вины причинителя вреда было направлено на заглаживание последствий конфликта, а окружение в отношении причинителя вреда прошло бы путь от осуждения к принятию, чтобы не навязать подростку асоциальный вектор развития. Восстановительная медиация помогает избавиться от конфликта с провоцирующим поведением «склонных быть жертвами» людей и разорвать связку «агрессор – жертва», а значит, агрессивное поведение не становится для детей привычным способом разрешения конфликта», — поясняет Диана Давлетова.

Башкортостанское отделение Ассоциации юристов России ведет работу по консолидированию медиативного сообщества региона – создан единый реестр медиаторов, проводятся различные мероприятия. В том числе был проведен Круглый стол, где были обозначены основные векторы развития института медиации, обсудили вопросы информирования граждан о возможности применения медиации, особое внимание уделили проблематике разрешения межличностных конфликтов в семьях с детьми и в образовательных учреждениях посредством медиативных процедур.

В свою очередь члены Ассоциации юристов России, которые уже являются сертифицированными медиаторами, работают в образовательных учреждениях с подростками. Беседы проходят в ходе игры, где они учатся разрешать ситуации, с которыми сталкиваются ежедневно, пробуют себя в роли родителей, учителей, ставя себя на место одноклассников, а также сами примеряют на себя роль медиаторов.

Таким образом, развитие службы школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.