Новости, Правовое просвещение, Противодействие коррупции

В Уфе обсудили состояние и проблемы устранения выявленных коррупциогенных факторов

25 октября состоялся очередной обучающий семинар для членов Ассоциации юристов России по проведению независимых антикоррупционных экспертиз. Напомним, лекции проводятся в рамках деятельности Центра антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов при Башкортостанском отделении Ассоциации юристов России.  

Юрист, независимый эксперт, уполномоченный на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, член исполкома Башкортостанского отделения Ассоциации юристов России Надежда Крылова ознакомила слушателей с темой «Устранение выявленных коррупциогенных факторов: состояние и проблемы».

 «Необходимость устранения выявленных коррупциогенных факторов определена целью антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов НПА. При этом существуют разные  процедуры устранения коррупциогенных факторов и их четыре,  то есть  по  количеству групп субъектов, имеющих право на проведение антикоррупционных экспертиз», — пояснила спикер.

По словам Надежды Крыловой, коррупциогенные факторы устраняются, как правило, добровольно, как разработчиком нормативного правового акта (далее НПА), так и органом, организацией, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо органом, к компетенции которого относится осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в соответствующей деятельности. При этом в случае отказа в удовлетворении требования прокурора об изменении НПА, спор разрешается в судебном порядке.

В ходе лекции было отмечено, что коррупциогенные факторы отражаются в требовании  прокурора об изменении НПА; в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальном законодательством РФ; в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы федеральными органами юстиции, органами публичной власти, организациями и их должностными лицам; в заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

 Надежда Крылова подчеркнула, что требования прокурора об изменении НПА  и проекта НПА, а также заключения Министерства юстиции РФ должны быть рассмотрены в обязательном порядке.  

«Заключения независимых экспертов носят рекомендательный характер, но подлежат обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено. Как правило, заключения независимых экспертов «принимаются во внимание» и в документы вносятся соответствующие изменения. Так, мониторинг независимой антикоррупционной экспертизы МЮ РФ свидетельствует, что почти в 80 процентах случаев заключения экспертов учитываются. Вместе с тем, действующим законодательством вопросы разрешения разногласий, возникающих при оценке указанных в заключениях независимых экспертов коррупциогенных факторов, не урегулированы», — сообщила Надежда Крылова.

Однако достижение целей антикоррупционной экспертизы происходит не во всех случаях выявления коррупциогенных факторов нормативных правовых актов (проектов), отметила лектор. В связи с чем, по ее словам, целесообразно регламентировать процедуру разрешения разногласий при оценке  выявленных независимыми экспертами коррупциогенных факторов.

Отметим, что слушателями выступили 19 членов АЮР. Они в свою очередь задавали интересующие их вопросы и в завершение поблагодарили специалистов Центра за полученные знания.