Буллинг или мобинг (т.е эмоциональное насилие) подразумевает то, что члену коллектива (жертве) делают больно (физически или эмоционально). С того момента как он начинает испытывать это ощущение, это уже травля.
С осени прошлого года в Янауле реализуется социальный проект «Нет буллингу в школе». Он направлен на привлечение внимания к проблеме травли, обучению подростков техникам выхода из конфликтных ситуаций. Для этого команда соцпроекта работает в школах города с детьми, родителями и педагогами, совместно осваивая примирительные технологии.
Как рассказала руководитель проекта, председатель местного отделения Ассоциации юристов России в Янаульском районе Диана Давлетова, за это время удалось охватить около полторы тысячи ребят. На сопровождение взяты случаи, где подростки нуждаются в помощи и поддержке. Проведено множество различных тренингов, встреч, индивидуальных бесед. Решена одна из главных задач проекта – в городских школах созданы и функционируют службы примирения. В них входят социальные педагоги, психологи, советники директоров по воспитательной работе и сами подростки.
Стоит отметить, что обучение они проходили у приглашенного специалиста — члена экспертного совета по развитию служб медиации и примирения при Министерстве просвещения РФ, руководителя городской службы примирения города Москвы Антон Коновалов.
«За это время на индивидуальное сопровождение взято 12 детей, — продолжила Диана. — Радует, что службы примирения эффективно работают, часто уже сами решают ситуации, не привлекая нас.
Если говорить в целом о конфликтных ситуациях, то чаще всего – это конфликт между детьми. Реже – недопонимание между учеником и педагогом. Каждый такой случай рассматриваем, помогаем найти из нее выход. При этом тема буллинга – очень серьезная. Не нужно ее недооценивать. У нас были случаи, когда «жертва» уже думала о том, чтобы расстаться с жизнью, не зная как выйти из ситуации».
Как отметила куратор проекта, практика показала, что участие школьников – волонтеров способствует разрешению конфликтных ситуаций. Ребята лучше понимают друг друга, подчас прислушиваются к своим сверстникам даже больше, чем к словам взрослых. Но это касается более простых ситуаций, в сложных конфликтах должны работать уже специалисты.
Организаторы проекта подчеркивают, что в настоящее время много конфликтных ситуаций и их число растет. И главная цель школьной медиации, не просто в том, чтобы разрешать точечные проблемы, а профилактика таких ситуаций. И это непростая работа, рассчитанная на годы вперед.
«Мы планируем продолжить наш проект в будущем. К нам обратились и сельские школы с просьбой помочь им, обучить техникам, — добавила специалист. – И хотя проект подразумевал вовлечение подростков старше 14 лет, но работаем и с ребятами из младших классов. Современные реалии привели к тому, что дети меньше общаются и взаимодействуют, они более эгоцентричны и хуже умеют строить взаимоотношение друг с другом. Мы учим их общаться и решать проблемные ситуации».
Добавим, проект «Нет буллингу в школе» стал победителем конкурса «Среда возможностей», проводимого Фондом Тимченко. В результате Дворец молодежи стал обладателем гранта на развитие благоприятной среды для янаульских подростков. В составе команды: Диана Давлетова (отделение Ассоциации юристов России), Регина Хамматова, Раушания Габдрахманова (Дворец Молодежи), Ирина Макарова (гимназия им. Муксинова).
Как отмечают психологи, очень важно, чтобы и родители понимали, что делать в случае травли. Никогда не надо обвинять своего ребенка, что он сам виноват, что его «травят». Также не стоит советовать ему избегать обидчика. Нужно внимательно выслушать своего ребенка, наладить взаимодействие со школой и родителями «агрессора» и совместно решать конфликт.
Напоминаем, в России реализуются нацпроекты «Демография» и «Образование».