26 июня в рамках Петербургского международного юридического форума состоялась сессия «Актуальные направления законотворческой деятельности на современном этапе развития национальной правовой системы России».
Модератор дискуссии, директор департамента сопровождения законопроектной деятельности и нормативно-правового регулирования Правительства РФ Павел Степанов отметил, что на сегодняшний день законотворческая деятельность приобрела более глубинный характер.
«Социальная политика стала более адресной. Это касается, например, государственной поддержки пенсионеров. Сейчас на рассмотрении находится очень важный законопроект о компенсации пенсии работающих пенсионеров. Очень важно сохранять и повышать качество законопроектов, которые разрабатываются и вносятся на рассмотрение Государственной думы», – сказал модератор.
Председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев подчеркнул, что современная законотворческая деятельность в России достаточно насыщенная.
«Если Государственной думой второго созыва (1995–1999 гг.) было принято 876 законодательных актов, то Государственной думой седьмого созыва (2016–2021 гг.) – более 2 500 федеральных законов. В Государственную Думу восьмого созыва по состоянию на июль 2023 года было внесено порядка 1 970 законопроектов, из них принято 750. В среднем, начиная с 2013 года, только на федеральном уровне ежегодно принимается около 500 законов», – рассказал Владимир Груздев.
Он отметил, что с 1 января по 18 июня 2024 года Комиссией Госдумы по законопроектной деятельности рассмотрено 124 законопроекта, из которых пять проектов касались защиты бизнеса, четыре – внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации. За тот же период Правительство РФ подготовило 481 заключение и официальный отзыв на поступившие законопроекты.
«Совершенствование законодательства происходит в соответствии с намеченными общегосударственными задачами, в том числе с проводимыми реформами правового характера, вследствие чего оно постоянно обновляется. Интенсивность законотворческой деятельности продолжает нарастать», – сказал председатель Правления АЮР.
Он подчеркнул, что серьезный импульс к законодательным изменениям был дан поправкой к Конституции, принятой в 2020 году.
«Нынешняя интенсивность нормотворчества вызвана как потребностями модернизации, так и особенностями исторического момента. Еще одной причиной нарастания законотворческой деятельности является адаптация нашего государства к санкционному давлению. Корректируются правовые механизмы, обеспечивающие защищенность российской правовой системы от внешнего воздействия при сохранении ее разумной открытости, утверждается актуальная формула соразмерности универсальных и национальных ценностей, принципов и норм», – пояснил Владимир Груздев.
По его словам, также наблюдается интенсивное использование законодательного ресурса для мобилизации экономики страны: расширены права государственных заказчиков в области государственного оборонного заказа, усилена ответственность всех субъектов предпринимательской деятельности, задействованных в этой сфере.
Министр юстиции Республики Беларусь Евгений Коваленко в своем выступлении отметил, что на сегодня актуальным является вопрос того инструментария, который служит отправной точкой для выстраивания государственными институтами соответствующей деятельности по разработке законопроектов.
«В прошлом году было принято решение главы администрации президента о создании специальной рабочей группы, которая бы сформировала документ, определяющий работу по всем направлениям правополитики: от правового юридического образования до формирования законодательства и последующего повышения правовой культуры населения. В созданную рабочую группу вошли не только юристы. Для нас было важно найти отражение правовых процессов в идеологии, в политологии, в правоприменении. Поэтому круг экспертов рабочей группы был достаточно широк – вплоть до историков», – рассказал Евгений Коваленко.
Председатель Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко подчеркнул: чтобы оценить актуальное направление законодательной деятельности, необходимо посмотреть назад.
«Что же произошло за последние десять лет? Конечно же, большой толчок в развитии законодательства дали изменения в Конституцию России. Также влияние на законотворческую работу оказывают колоссальные санкционные ограничения. Эти события стали вескими основаниями для того, чтобы законодатели работали в логику со временем, принимали своевременно необходимые законодательные акты», – сказал Вячеслав Тимченко.
В дискуссии также приняли участие член Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Дмитрий Вяткин, министр юстиции ЛНР Андрей Гребенщиков, директор департамента государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов Министерства юстиции РФ Владимир Кочетков и помощник заместителя председателя Правительства РФ – руководителя Аппарата Правительства РФ Кирилл Онищенко.