Новости

Трудовое воспитание в школе собираются закрепить в законе

По действующему законодательству привлекать школьников к труду без согласия родителей нельзя. Нарушением прав ребенка могут счесть даже просьбу вытереть с доски или помыть парты. Что именно предлагают изменить в законодательстве и что хотят включить в понятие «трудовое воспитание», «Парламентской газете» рассказала председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.

Как узаконить дежурство по классу

Поправки в Закон «Об образовании», закрепляющие там понятие трудового воспитания, уже разрабатываются, сообщала «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. Такой документ планируют внести в весеннюю сессию, рассказала депутат. При этом она отметила, что многие школы в России и сейчас прививают ребятам трудовые навыки. Но есть и такие, кого жесткая законодательная формулировка останавливает. А она сегодня, в частности, гласит: привлечение школьников к труду без согласия родителей запрещено.

«Поэтому мое предложение — поменять здесь минус на плюс, вместо запрета дать разрешение. Так и прописать в законе: привлекать к труду РАЗРЕШАЕТСЯ с согласия совершеннолетних обучающихся или с согласия родителей», — рассказала Казакова.

При этом она отметила, что в каждом конкретном случае следует учитывать возрастные особенности, состояние здоровья ребенка и другие факторы. Для этого в Госдуме планируют провести масштабные консультации с экспертами, педагогическим и родительским сообществом.

Производственная практика и трудовые бригады

Трудовое воспитание — это не только дежурство по классу, но и, например, производственная практика, опытные трудовые бригады и так далее, напомнила член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. Поэтому не исключено, что поправки потребуется внести и в Трудовой кодекс, отметила депутат на заседании профильного комитета, где обсудили законодательное регулирование трудового воспитания в школе.

«Сейчас в Трудовом кодексе есть только понятие наемного труда. В этой ситуации учитель должен заключать некоторые договоры, например, для прохождения детьми производственной практики или участия их в опытных трудовых бригадах», — сказала политик.

Поэтому, по мнению Тутовой, в Трудовом кодексе должно быть не только понятие наемного труда, но и трудового воспитания. Его необходимо раскрыть, чтобы было понятно, что к нему относится: уборка листьев, уборка класса и так далее.

Уроки труда с первого по восьмой класс

О необходимости вернуть в школы не только практику на учебно-производственных комбинатах, но и уроки ранее говорил и бывший председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

«Необходимо ввести в обязательном порядке и закрепить данную инициативу законодательно — урок труда в школах. Необходимо сформировать учебную программу по данной дисциплине в соответствии с современными стандартами», — предлагал сенатор еще в 2017 году.

По его словам, уроки технологий, существующие сейчас в школах, ничем не отличаются от информатики, вплоть до преподавания обоих предметов одним учителем. «Но это совсем не одно и то же, что урок труда. Ребят не учат, к примеру, как сконструировать тот или иной гаджет, а просто как пользоваться им», — пояснял Рязанский.

При этом он подчеркивал, что трудовое воспитание должно начинаться с самого раннего возраста и продолжаться в школе — с 1-го по 8-й классы включительно, причем дисциплины должны отличаться для девочек и мальчиков по аналогии с советской школой, когда девочек учили домоводству — готовке, шитью, а мальчиков — азам простых хозяйственных и ремесленных работ.

Что же касается системы учебно-производственных комбинатов, которая также была в СССР, в результате чего школьники, например, могли получить разряд прядильщика-крутильщика, статус младшего лаборанта или ученика парикмахера, то ее нужно вводить с 9-11-го классов, отмечал бывший сенатор.

Табуреты и фартуки

Напомним, эксперимент по дифференцированному обучению и введению производственного труда в школах СССР ввели в середине 1950-х годов. Для этого в экспериментальных школах оборудовали столярные и слесарные мастерские, где мальчики делали, например, табуреты, а также кабинеты машиностроения, электротехники и черчения. Девочки же учились кройке и шитью, а начинали с самого простого — с фартука, а также готовке, которую осваивали с бутербродов.