Юрист, независимый эксперт, член Исполнительного комитета Башкортостанского отделения Ассоциации юристов России Надежда Крылова дала советы о предупреждении коррупциогенных факторов разработчикам нормативных правовых актов.
Коррупциогенный фактор по своей сути – это своеобразный дефект нормативных предписаний либо их системной взаимосвязи, с высокой долей вероятности способствующий совершению коррупционных правонарушений.
«Возможно ли избежать этого дефекта при составлении документа? Полагаю, что такие возможности у разработчиков имеются….Коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах и их проектах, как показывает моя многолетняя практика независимого эксперта, чаще всего появляются в связи нарушением правил юридической техники. Поэтому главная рекомендация такая — быть внимательным и соблюдать установленные правила юридической техники», — сказала Надежда Крылова.
Независимый эксперт привела перечень документов, где содержатся правила юридической техники.
Во-первых, Методические указания по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденные приказом Министерства юстиции России № 222 от 31.08.2023г. (вступили в силу со 02.10.2023г.).
Во- вторых, Закон Республики Башкортостан от 12.08.1996г. № 42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан», постановлении КМ РБ от 01.06.1998г. № 111 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации» и ряде других документов.
В-третьих, Методические указания по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, утвержденных в конце этого года ГК РБ по делам юстиции.
В целях недопущения появления, возникновения в нормативных правовых актах, проектах нормативных правовых актов коррупциогенных факторов Надежда Крылова рекомендует следующее:
«Во- первых, при составлении проекта нормативного правового акта всегда иметь по рукой текст с перечнем всех 12 видов коррфакторов и доступ к интернету для поиска соответствующих нормативных правовых актов. Во- вторых, читать текст составленного документа, не торопясь и сопоставляя с перечнем коррупциогенных факторов, проводя анализ. В-третьих, делать перерывы для отдыха (непродолжительные и (или) один- два дня) и затем можно вновь возвращаться к тексту документа. В- четвертых, при выявлении коррфактора следует оценивать возможные социальные последствия, будет ли дефект нормативных предписаний либо в его системной взаимосвязи с другими нормами способствовать совершению коррупционных правонарушений».
Отметим, что в последние годы коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах выявляются реже. Соответственно уменьшаются риски совершения коррупционных правонарушений.