Госдума приняла во втором чтении законопроект о региональных брендах

11.07.2019

Госдума приняла во втором чтении законопроект о региональных брендах

11 июля Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект о географических указаниях - № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 231 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что законопроектом предлагается ввести в Гражданский кодекс новый объект интеллектуальных прав -«географическое указание», в качестве средства индивидуализации товара. В обиходе это также называется брендами регионов. Такой вид средств индивидуализации товара будет действовать наравне с существующим в настоящее время – наименованием места происхождения товара (НМПТ), однако иметь более простую регистрацию.

Стоит отметить, что применение НМПТ способствует повышению известности региона изготовления, так как свидетельствует о высоком качестве товара и наличии особых свойств, определяемых местом изготовления. Однако требования, предъявляемые при регистрации НМПТ, являются достаточно жесткими. Необходимо подтверждать не только известность обозначения, указывающего на конкретную местность, но и особенности свойств товара, которые определяются характерными для данной местности природными условиями или людскими факторами. Кроме того, все стадии производства такого товара, влияющие на формирование его особых свойств, должны осуществляться на территории указанной местности.

С момента введения в России государственной регистрации НМПТ в 1992 году было зарегистрировано и охраняется около 200 таких средств индивидуализации товара. В качестве примера можно привести: «Оренбургский пуховый платок», «Вологодское кружево», «Хохлома», «Гжель», «Дулевский фарфор», «Вологодское масло», «Адыгейский сыр», «Башкирский мед», «Астраханские помидоры», «Луховицкий огурец», «Нарзан». В то же время в Европейском союзе охраняется более 3000 НМПТ и географических указаний. В связи со вступлением в ВТО, у России возникли обязательства по охране «географических указаний». Такие нормы предусмотрены и другими международными обязательствами.

В этой связи законопроектом предлагается изложить в новой редакции параграф 3 главы 76 части четвертой ГК РФ, давая определение обоим видам средств индивидуализации товара – «географическое указание» и «наименование места происхождения товара», а также указывая конкретные требования к каждому из них. В соответствии с этими требованиями заявитель сможет определить, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать.

«Законопроектом, с учетом принятых сегодня поправок устанавливается, что географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории конкретного географического объекта. Географическим происхождением товара должны в значительной степени определяться: его особое качество, репутация или другие характеристики. И хотя бы одна из стадий производства, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара, должна осуществляться на указанной территории (в отличие от НМПТ, для которого должны осуществляться все стадии производства товара на указанной территории). Т.е. нельзя будет воду, добытую не в Ессентуках, но там разлитую, использовать под этим названием», - отметил Павел Крашенинников.

В качестве географического указания, например, можно было бы зарегистрировать, например, калужское тесто, байкальский омуль, камчатский краб, якутские алмазы, золото Костромы, - отметил Павел Крашенинников.

 Законопроектом предусматривается, что географическое указание признается и охраняется в силу государственной регистрации, которая будет осуществляться Роспатентом. Зарегистрировать ГУ смогут: один или более граждан, одно или несколько юридических лиц, а также ассоциация (союз) или другие объединения лиц, создание и деятельность которых не противоречит законодательству страны происхождения товара.

«Лицам, зарегистрировавшим географическое указание, предоставляется исключительное право его использования (при условии, что товар обладает заявленными характеристиками). В случае предоставления исключительного права объединению лиц, право использования предоставляется каждому члену этого объединения, включенному в Государственный реестр указаний и наименований», - сообщил Павел Крашенинников.

Не допускается использование зарегистрированного географического указания:

1) лицами, не обладающими правом его использования, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными;

2) правообладателями в отношении товара, не обладающего заявленными характеристиками, либо произведенного за пределами границ географического объекта; 

3) использование сходного с зарегистрированным  ГУ обозначения для любых товаров, которое способно ввести в заблуждение потребителей относительно места происхождения товара или его характеристик.

«Географическое указание охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, отвечающий установленным требованиям. Исключительное право на географическое указание действует в течение 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент, с возможностью последующего продления по заявлению правообладателя. Действие исключительного права может прекратиться раньше, если, например, будут утрачены особые характеристики товара», - сказал Павел Крашенинников.

В целях доработки законопроекта ко второму чтению и синхронизации с действующим правовым регулированием в сфере производства винодельческой продукции и в других, ответственным Комитетом ГД по государственному строительству и законодательству была создана Рабочая группа. В ее состав вошли депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители Роспатента, представители предпринимательского сообщества (виноделы, производители минеральной воды, рестораторы) и научного юридического сообщества.  

Основной проблемой при работе над законопроектом было соотношение терминологии и критериев «географического указания» с положениями Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Согласно этому закону с 2015 года в России происходит становление производства винодельческой продукции высокого качества с привязкой к месту выращивания винограда под обозначениями: винодельческая продукция с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). Законом установлены требования к такой продукции; порядок определения географических объектов, в границах которых осуществляется ее производство. Присвоение наименования вина с ЗГУ или с ЗНМП осуществляется не только из принципа территориальности и традиций, но и с учетом культивируемых сортов винограда, методов их выращивания и технологии виноделия. Так, ЗГУ предоставляется в отношении винодельческой продукции, которая произведена из 85% винограда, выращенного в данном географическом объекте, а 15% - в субъекте РФ, где находится данный географический объект. Производить винодельческую продукцию по лицензии с защищенным ГУ могут только юридические лица.

Чтобы не загубить винодельческую отрасль страны и защитить наших виноделов ко второму чтению законопроекта были предусмотрены специальные положения, касающиеся винодельческой продукции (вино, игристое вино (шампанское), ликерное вино, спиртные напитки, произведенные из винного, виноградного, коньячного дистиллятов (в том числе коньяк).

Для этих целей вносятся изменения не только в ГК РФ, но и в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».  Предусматривается норма об определении правовой охраны «географическому указанию» и «наименованию места происхождения товара» в отношении винодельческой продукции, осуществлению и защиты права на указанные средства индивидуализации частью четвертой ГК РФ, но с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 171.

Одна из таких особенностей - при подаче заявки на регистрацию «географического указания» или «наименования места происхождения товара» на винодельческую продукцию в числе документов необходимо представить также лицензию на производство винодельческой продукции с ЗГУ или ЗНМП; а также указание на место происхождения (производства) товара (границ географического объекта), определенное органами государственной власти субъекта РФ.

Среди других поправок можно выделить следующие:

1)    уточнено соотношение ГУ и НМПТ с товарными знаками.

Устанавливается, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с зарегистрированным и заявленным на регистрацию географическим указанием или наименованием места происхождения товара (с некоторыми исключениями). Равно как и наоборот - не допускается регистрация в качестве ГУ или НМПТ обозначения, сходного с товарным знаком.

При этом стоит отметить, в чем существенные различия между НМПТ, ГУ и товарными знаками. Для регистрации товарного знака нет зависимости свойств товара от местности, нужно только указание на товар, но не на его характеристики и местность производства. Кроме того, это могут быть не только товары, но и работы, услуги. А для НМПТ и ГУ – только товары c указанием особых свойств, зависящих от географической среды.  При этом исключительное право использования товарного знака предоставляется только одному правообладателю - организации или ИП (за исключением коллективных товарных знаков). А для ГУ и НМПТ – это может быть не одно, а несколько лиц, производящих товар с соответствующими характеристиками.

2) предусмотрен контроль за сохранением особых свойств товара;

3) предлагается использование с согласия правообладателя сырья производителя, не имеющего ГУ/НМПТ (например, глина для гжели).

Основные новеллы законопроекта вступят в силу по истечении 1 года после официального опубликования принятого закона. При этом нормы, касающиеся ответственности за незаконное использование предупредительной маркировки, вступят в силу с отсрочкой на 5 лет.

Павел Крашенинников отметил, что обсуждаемый законопроект имеет большое значение для российских регионов, многие из которых имеют свою историческую, культурную или природную уникальность, особые традиции, в том числе в сфере прикладного творчества, национальной кухни и т.п. Новеллы позволят предоставить новые упрощенные возможности для регистрации и продвижения региональных брендов, которые уникальны именно своим географическим происхождением. «Изменения будут способствовать развитию российских производителей товаров, привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности экономики регионов», - заявил Павел Крашенинников.

Источник использованного изображения

Источник: alrf.ru


Возврат к списку

О продукте   Законодательная карта   Поиск   Карта сайта

Политика конфиденциальности  Пользовательское соглашение