Госдума одобрила в первом чтении законопроект о поправке в Конституцию

23.01.2020

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о поправке в Конституцию

   Сегодня Государственная Дума одобрила в первом чтении проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» № 885214-7, внесенный Президентом России.

Поправки были инициированы главой государства в обеспечение предложений, озвученных в Послании Федеральному Собранию.

Официальный представитель Президента по проекту закона о поправке к Конституции - председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию,сопредседатель АЮР Павел Крашенинников сообщил, что проект предлагает поправки в двадцать две статьи глав 3 - 8 Конституции.

Предложенные изменения направлены на обеспечение суверенитета нашей страны, закрепление социальных гарантий для граждан, развитие политической системы (в том числе, путем усиления роли парламента в формировании структуры органов власти), на установление единства системы публичной власти, повышение требований к лицам, занимающим ключевые государственные должности, а также на совершенствование законодательного процесса. «Обращаю внимание, что поправки не затрагивает фундаментальных основ Конституции, не меняют 1, 2 и 9 главы», - подчеркнул Павел Крашенинников.

В этой связи проект закона рассматривается в соответствии со статьей 136 Конституции, которой установлено, что поправки в 3 - 8 главы Основного закона принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Т.е. проект рассматривается Государственной Думой в трех чтениях, затем направляется в Совет Федерации. За одобрение закона должны проголосовать не менее 2/3 депутатов нижней палаты парламента, и не менее 3/4 членов Совета Федерации. После этого закон должны одобрить органы законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Павел Крашенинников также  сообщил, что ко второму чтению законопроекта будут предлагаться поправки, которые уже сейчас готовятся в рамках созданной Президентом Рабочей группы. Принимаются, рассматриваются и обобщаются все поступающие предложения. Также ко второму чтению будут выработаны положения о порядке проведения Общероссийского голосования по принятию поправок в Конституцию. К участию в подготовке голосования, по инициативе Рабочей группы, будут привлечены специалисты Центральной избирательной комиссии.

Кроме того, сопредседатель АЮР заявил, что законопроектом на конституционный уровень выносится ряд важнейших положений, которые уже сейчас действуют на уровне закона. Это обосновано их особой общественной значимостью и позволит придать этим нормам высшую степень защиты, оградив от влияния изменений экономической или политической ситуации. Например, социальные гарантии для граждан и основные запреты, применяемые к кандидатам на ключевые государственные посты.

Законопроектом предусматриваются следующие изменения:

1. В целях развития конституционных гарантий исполнения государством своих социальных обязательств предложены поправки в статью 75 Конституции. Устанавливается, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, и закрепляется обязательная индексация пенсий, пособий и иных социальных выплат. На конституционном уровне определяется, что система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. «Вводятся важные конституционные правила, что государство поддерживает эффективное функционирование этой системы», - сказал Павел Крашенинников.

2. Для укрепления суверенитета нашего государства и обеспечения приоритета действия Конституции РФ на его территории, при сохранении подходов, направленных на уважение основных принципов международного права, предложена поправка в статью 79. «Поправкой устанавливается, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в истолковании, противоречащем Конституции РФ, не должны исполняться на территории Российской Федерации. Данное противоречие должно быть установлено Конституционным Судом», - уточнил Павел Крашенинников.

3. Предлагается установить в Конституции принцип единства публичной власти, закрепив, что систему публичной власти составляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. «Подчеркивается, что эти органы осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения своих задач в интересах населения», - объяснил он.

4. Важный блок поправок – развитие политической системы, в том числе путем совершенствования системы сдержек и противовесов, - сообщил Павел Крашенинников. Вводится новая процедура формирования Правительства Российской Федерации. Одновременно повышается роль Федерального Собрания и это подразумевает, что Правительство будет назначаться более публично, при сохранении за Президентом контроля за деятельностью Правительства.

Согласно законопроекту Государственная Дума:

а) Утверждает Председателя Правительства РФ, кандидатуру которого предлагает Президент (сейчас Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства). Президент назначает утвержденного Госдумой Председателя Правительства.

б) Члены Правительства будут утверждаться Госдумой по представлению премьер-министра. За исключением отдельных министров, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, и назначение которых производится Президентом после консультаций с Советом Федерации (ведающих вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций). Президент будет обязан назначить указанных лиц на должности. В настоящее время члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства без участия парламента.

Поправки позволят сделать эти процедуры более прозрачными и открытыми.

в) Президент будет вправе освободить от должности Председателя Правительства, без роспуска Правительства. В этом случае сохраняется прежняя структура федеральных органов исполнительной власти. Президент также может освобождать от должности вице-премьеров и федеральных министров.

Усиливается роль Совета Федерации:

а) Руководители силовых ведомств и прокуроры субъектов РФ будут назначаться Президентом по итогам консультаций с Советом Федерации.

б) Совету Федерации будет предоставлено право по представлению Президента прекращать полномочия судей Конституционного Суда, Верховного Суда, а также кассационных и апелляционных судов - в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в соответствии с федеральным конституционным законом.

5. Конституционное закрепление получает статус Государственного Совета Российской Федерации. Указывается, что Госсовет формируется Президентом в целях «обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики». Принципы его деятельности и порядок формирования будут определены специальным законом. «Напомню, что этот орган уже существует при Президенте с 2000 года», - отметил Павел Крашенинников.

6. Предусматривается закрепление в Конституции обязательных требований к лицам, осуществляющим публичную власть, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства. А именно: к Председателю Правительства РФ и его заместителям, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти, высшим должностным лицам субъектов РФ, руководителям федеральных государственных органов, членам Совета Федерации (сенаторам Российской Федерации), депутатам Государственной Думы, судьям. Им будет на конституционном уровне запрещено иметь иностранное гражданство или вид жительство в другой стране.

7. Усиливаются требования к кандидату на должность Президента РФ. Предлагается закрепить требование о постоянном проживании кандидата на территории России не менее 25 лет (сейчас – не менее 10 лет), а также об отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и ранее. Это не будет распространяться на граждан, имевших прежде гражданство иностранного государства, которое или часть которого была принята в Российскую Федерацию.

Также устанавливается, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков, без слова «подряд».

8. Законотворческая процедура дополняется возможностью Президента обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности одобренного закона до его подписания.

Если Конституционный Суд не подтвердит конституционность федерального конституционного закона или федерального закона, то глава государства возвращает закон в Государственную Думу без подписания. В отношении федеральных конституционных законов право обратиться в Конституционный Суд появляется у Президента сразу после поступления к нему одобренного парламентом закона. «А в отношении федеральных законов – в случае, если закон уже был отклонен Президентом, и после повторного рассмотрения парламентом одобрен в ранее принятой редакции», - сказал Павел Крашенинников.

9. Предложены изменения в конституционные положения о судебной системе. В целях развития принципа конституционной законности непосредственно в Основном законе устанавливается, что Конституционный Суд – высший судебный орган конституционного контроля. По запросу Президента Конституционный Суд будет проверять конституционность принятых законов, как федеральных, так и региональных, до их подписания. Количество судей Конституционного Суда сокращается с 19 до 11 судей.

Павел Крашенинников заявил, что предложенные законопроектом поправки к Конституции потребуют внесения изменений не менее чем в 34 закона, а также принятия нового закона о Госсовете. Это будет осуществляться уже после внесения поправок в Конституцию.

Источник:  alrf.ru


Возврат к списку

О продукте   Законодательная карта   Поиск   Карта сайта

Политика конфиденциальности  Пользовательское соглашение