Павел Крашенинников рассказал студентам МГИМО об отечественных конституциях

25.02.2020

Павел Крашенинников рассказал студентам МГИМО об отечественных конституциях

   Председатель думского комитета по госстроительству и законодательству, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников прочитал в МГИМО лекцию об отечественных конституциях — прошлых и будущих. Большое внимание юрист уделил готовящимся поправкам.

Риторический вопрос о том, нужно ли менять Конституцию, который «висел в воздухе» все последние годы, в итоге, по словам Крашенинникова, стал очевидным запросом общества на модернизацию политической системы страны. Результатом стали предложенные президентом поправки, оформленные в законопроекте № 885214-7.

В рамках лекции Павел Крашенинников рассказал студентам о главных изменениях, которые должны появиться в основном законе уже весной.

Прежде всего, депутат обратил внимание на процедуру рассмотрения поправок: сперва проект будет рассмотрен в Госдуме в трех чтениях, где ему для принятия потребуются голоса 2/3 депутатов. После этого закон должны поддержать не менее 3/4 членов Совета Федерации. Затем закон разошлют по субъектам РФ, и не менее 2/3 субъектов должны будут одобрить его. После этого закон подпишет президент.

Сразу после подписания закона вступит в силу процедурная статья о всероссийском голосовании о необходимости поправок в Конституцию. Россияне будут голосовать всего по одному вопросу — согласны ли вы с внесением изменений в Конституцию.

В случае, если россияне проголосуют «за», поправки начнут вступать в силу — абсолютное большинство норм, в основном, социальных, вступят в силу сразу же. Если норма предполагает разработку дополнительного закона, то вступят они в силу после принятия этого закона. Если граждане проголосуют против поправок, то закон не вступит в силу, и всю работу нужно будет рассматривать «только с точки зрения истории права», заверил Крашенинников.

Голосование было решено проводить на основе закона о президентских выборах. Также депутат заверил, что голосование проведут до майских праздников, а выходной день, который предоставят для голосования, потом «не выдернут» из других дней. «Поскольку это социальное явление, мы при создании норм права должны понимать, какая будет обратная реакция от тех, на кого они направлены. Поэтому важно знать, как проголосуют граждане, а не только палаты», — заявил сопредседатель АЮР. 

Сейчас к Конституции предложено более 260 поправок, а вместе с предложениями рабочей группы — порядка 600. «Мы уже продлевали срок подачи поправок, сейчас он продлен до 2 марта. Второе чтение, скорее всего, состоится 10 марта», — заявил Крашенинников.

Треть поправок направлены на социальное обеспечение. Но основной массив — все же о взаимодействиях ветвей власти, о совершенствовании системы сдержек и противовесов. «Здесь большое количество поправок, интересуют они в основном юристов», — подчеркнул Павел Крашенинников. Но опосредованно от этой системы человек может «либо выиграть, либо проиграть».

Так, вводится новая процедура формирования правительства. Сейчас премьер-министра назначает президент с одобрения Госдумы. В дальнейшем формировании кабинета министров парламент не принимает участия. Это изменится — процедура станет более публичной. Теперь председатель правительства, его заместители и федеральные министры будут назначаться после их утверждения Госдумой. Другая процедура предусмотрена для министров «силового блока» — например, министра обороны, юстиции, иностранных дел — они будут проходить через консультации Совета Федерации, после которых вопрос о назначении решает президент. «Обеспечение прозрачности процедуры назначения — это важная история. Это сильно изменит исполнительную власть и Государственную Думу», — пояснил депутат.

При этом Госдуме не дадут право выражать вотум недоверия отдельным министрам, как это предлагалось в одной из поправок. «Я боюсь, что у нас вся Дума превратится в обсуждение «персональных дел». И поэтому, мне кажется, этим можно увлечься, а с учётом того, что есть разные фракции, которым политическая повестка часто интереснее, чем законотворческая, мы пока от этой истории отказались», — объяснил Крашенинников.

Некоторые предложения появились только ко второму чтению — например, о праве, но не обязанности президента распустить парламент в случае, когда депутаты трижды не поддержали кандидатуру председателя правительства.

Изменится порядок формирования Совета Федерации. Так, пожизненное место в нем смогут занимать бывшие президенты РФ. Также будет увеличена «президентская квота» в Совфеде — президент будет предлагать кандидатуру 30 сенаторов (вместо 17), семеро из которых будут назначаться также пожизненно. Это «особо заслуженные общественные деятели».

Большие изменения ждут Конституционный суд. Количество судей КС уменьшат с 19 (сейчас в суде 15 судей — Право.ru) до 11. Помимо того, чем занимается КС на сегодняшний день, за ним закрепят последнее слово в проблеме исполнения международных актов — например, решения ЕСПЧ. Сейчас по вопросу исполнимости решений Страсбургского суда. Кроме того, теперь КС будет по инициативе президента будет рассматривать законопроекты, по которым у президента и парламента возникли разногласия.

Также КС будет рассматривать только жалобы по делам, по которым были исчерпаны все другие средства судебной защиты. То есть, нужно будет пройти все инстанции вплоть до кассации — и только потом жаловаться в КС. По словам Крашенинникова, эта система похожа на ту, что сейчас действует в ЕСПЧ.

Также Крашенинников вспомнил и о новой норме, которая устанавливает верховенство Конституции перед международными актами и решениями. «Речь не идет о том, что теперь не будет приоритета норм международного права. Остается приоритет над федеральными законами, но этот приоритет не будет касаться Конституции», — объяснил смысл поправок сопредседатель АЮР. 

Большая часть лекции Крашенинникова была посвящена истории — он рассказал о том, как принимались Конституции в России в последние сто лет. «Часто у юристов есть такое впечатление, что право — это объективная реальность, которая дана свыше. Но право — это рукотоворная вещь. Это не только закон, но и законотворчество, и правовая деятельность. Это делают люди. И это относится к основному закону. Важно понимать, почему принимаются поправки, кто их принимает и как», — заявил Крашенинников.

Конституционный процесс начался еще при Александре II, рассказал юрист, но после убийства императора (1881 год) на этом был поставлен крест — на тот момент. В начале XX века Николай II продолжил движение в этом направлении, но Конституцию тогда опять принять не удалось. Но некоторые конституционные законы приняли — например, появилась Государственная Дума.

В итоге первая Конституция появилась уже в РСФСР — 10 июля 1918 года. За основу тогда выбрали проект Сталина с доработками Ленина. Этот вариант обошел несколько конкурирующих вариантов — например, «профессорский» проект Александра Гойхбарга и Михаила Рейснера. «Конституция юридико-технически была достаточно странной. Сначала там была декларация о правах трудящихся, а вторая часть состояла из общих положений об избирательном, бюджетном праве и так далее», — рассказал Крашенинников. В этой Конституции неприкрыто говорилось о возможности ущемления прав лиц, которые относились к определенному классу, сказал юрист.

В этой Конституции также была прописана «диктатура пролетериата», которая была ширмой для того, чтобы прикрывать советскую власть. За ней стояла партия большевиков, которая претворяла все эти истории в жизнь. По словам юриста, документ носил во многом пропагандистский характер. «С точки зрения пиара эта Конституция была важным документом, который был весьма успешен», — охарактеризовал документ Крашенинников.

Эта Конституция долго не просуществовала: в 1924 году, после образования СССР, нужно было подготовить новую Конституцию и закрепить в ней правила договора об образовании Союза 1922 года и декларации об образовании СССР. Часть этих договоров «перекочевала» напрямую в Конституцию. Республиканские Конституции в те годы носили дополнительный характер и не отступали от союзной. В том числе и Конституция РСФСР 1925 года. Разрабатывали новую Конституцию Дмитрий Курский, Петр Красиков, Петр Стучка и другие. Уже тогда в Конституцию стали вносить названия всех органов власти, поэтому при изменении названий наркоматов в основной закон приходилось вносить соответствующие изменения — это происходило достаточно часто, по словам Крашенинникова.

В 1936 году была принята новая советская Конституция. Этот документ готовили больше года. В 1935 году создали конституционную комиссию с двенадцатью подкомиссиями. «Извините, пришлось подставить портрет этого человека. Он мне не очень нравится, но Конституция называется «сталинской» — что делать», — прокомментировал Крашенинников после того, как на слайде презентации появилась фотография Сталина.

По словам Крашенинникова, новую Конституцию от предыдущей отличал «очень выверенный» текст, который готовили «безусловные профессионалы», рассказал КрашенинниковНиколай Бухарин, Андрей Вышинский, Евгений Пашуканин. Вместе с тем, эта Конституция закрепляла итог узурпации власти конкретного человека. Новая Конституция понадобилась Сталину по многим причинам — в том числе, внешнеполитическим. «Нужно было думать о союзниках той войны, которая двигалась в сторону СССР из милитаристской Японии и нацистской Германии. Внешняя декларация была очень важна», — пояснил Крашенинников.

В Конституции 1936 года объявили, что вся собственность является социалистической. Появилась норма «от каждого по его способностям — каждому по его труду».

Эта Конституция действовала больше 40 лет — но в нее вносили поправки. Например, была послевоенная реформа — тогда в числе прочего закрепили новое территориальное устройство страны. Но основа оставалась неизменной довольно долго.

«Брежневская» Конституция была принята в 1977 году, но работу над ней началась еще при власти Хрущева. Его посыл был такой — нужно принять Конституцию, которая не связана со Сталиным. Но проект был разработан только при Брежневе, и его даже опубликовали для Всенародного обсуждения — ее текст был опубликован в газетах. «Как это все обсуждалось мы не знаем, но было внесено 400 тысяч предложений, на основании которых конституционная комиссия внесла изменения в 110 статей», — рассказал Крашенинников.

7 октября 1977 года текст новой Конституции был принят единогласно на внеочередной сессии Верховного совета СССР. Безусловной новеллой стала шестая статья, которая устанавливала роль КПСС в жизни советского общества — партия становилась «ядром» политической системы и жизни общества. Впервые была предусмотрена возможность проведения референдума — и эта возможность даже была однажды воплощена в жизнь (в 1991 году).

А в 1978 году была принята «субсидиарная» Конституция РСФСР 1978 года. После развала СССР эта Конституция стала главной уже в Российской Федерации — вплоть до 12 декабря 1993 года. В этом документе, например, появился Конституционный суд.

Незадолго до (и сразу после) распада СССР стало «совершенно очевидно», что нужно готовить новую Конституцию. 16 июня 1990 года была создана Конституционная комиссия, которая стала готовить новый документ. Ее разработчиками стали, в числе прочих, Вениамин Яковлев, Олег Кутафин и другие. В декабре 1993 года 58% участников всенародного голосования поддержали проект новой Конституцию и она была принята. Документ вступил в силу 25 декабря 1993 года и действует до сих пор. Было провозглашено, что права человека являются высшей ценностью. «В отличие от предыдущих Конституций, которые носили декларативный характер, в новой появились нормы, которые имеют характер прямого действия», — назвал Крашенинников главное отличие современной Конституции от ее предшественниц.

«Базовые положения из главы второй о правах человека остаются базовыми и очень важными, они защищают нас, и мне кажется, что их менять не нужно», — заявил Павел Крашенинников

Источник используемого изображения

Источник: Pravo.ru


Возврат к списку

О продукте   Законодательная карта   Поиск   Карта сайта

Политика конфиденциальности  Пользовательское соглашение