Госдума приняла в третьем чтении законопроект о защите прав в случае санкций

27.05.2020

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о защите прав в случае санкций

Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 754380-7 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введенными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза». 

Проект был внесен группой парламентариев и принят в первом чтении с названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав отдельных категорий физических и юридических лиц в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».  

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников сообщил, что принятый закон направлен на установление гарантий обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, в отношении которых иностранными государствами введены недружественные меры ограничительного характера. 

С учетом одобренных поправок, законом устанавливается исключительная компетенция арбитражных судов Российской Федерации по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с международным договором РФ или соглашением сторон рассмотрение споров отнесено к компетенции иностранных судов и международных арбитражей, находящихся за пределами Российской Федерации.  

Однако, если такое соглашение неисполнимо по причине применения санкций (ограничительных мер) в отношении одного из участников спора, создающих препятствия в доступе к правосудию, то также распространяется исключительная компетенция арбитражных судов Российской Федерации.  

Законом уточняется, что меры ограничительного характера могут быть наложены иностранным государством, государственным объединением или союзом, государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения, союза. К лицам, в отношении которых применяются подобные меры ограничительного характера, в соответствии с положениями закона относятся граждане Российской Федерации, российские и иностранные юридические лица, находящиеся под санкциями. «Указанные лица будут вправе обратиться за разрешением спора в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту своего нахождения или месту жительства, а также обратиться с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или международном арбитраже», - пояснил Павел Крашенинников

Он также сообщил, что ко второму чтению проект закона был существенно доработан, были устранены замечания. 

1. Так, в редакции первого чтения положения проекта вступали в противоречие с действующими обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров - а это является прямым нарушением Конституции РФ (ч. 4 ст. 15). Такими договорами, например, являются Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.; Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г.; двусторонние договоры о правовой помощи и признании решений - например, между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам, между СССР и Республикой Кипр и другие акты. Ко второму чтению это противоречие было устранено. Теперь указывается, что к исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации относятся следующие категории дел: - по спорам, с участием лиц, находящихся под санкциями; - и если основанием для такого спора являются санкции в отношении российских граждан, российских и иностранных юридических лиц.  

2. В редакции первого чтения проектом предлагалось предоставить право субъектам, находящимся под санкциями, в одностороннем порядке вносить в действующие соглашения изменения о включении в них условия о рассмотрении спора судом Российской Федерации (в соответствии с его компетенцией и российским правом). «Такое положение могло привести к нарушению международных договоров, а также повысить риск неисполнимости российских решений по принципу взаимности. Поэтому положения об одностороннем порядке внесения изменений в действующие соглашения было исключено», - сообщил Павел Крашенинников.  

3. Установление исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации по спорам с участием лиц, к которым применены санкции, в независимости от того, кто является стороной спора - юридические лица или граждане - обеспечит единообразие судебной практики. 

4. Из законопроекта были исключены положения о наложении арбитражным судом РФ штрафов за неисполнение иностранными лицами судебного акта о прекращении разбирательства в суде иностранного государства, международной организации или третейском суде, находящихся вне территории России. «Данные положения было предложено исключить, поскольку они могли привести к неисполнимости решений, и кроме того, представляются малоэффективными», - отметил Павел Крашенинников.

Источник: alrf.ru

Возврат к списку

О продукте   Законодательная карта   Поиск   Карта сайта

Политика конфиденциальности  Пользовательское соглашение